(† кон. 1507), митр. Киевский (Западнорусская митрополия). До принятия монашества был приходским священником, имел жену и сына Семена (Сенька Кривой). Возможно, И. был правосл. виленским священником, ставшим духовником Литовской вел. кнг. Елены Иоанновны (1495-1506), о к-ром она писала отцу, Московскому вел. кн. Иоанну III Васильевичу: «А есть со мною другой поп из Вильны, и он добре добр». В грамоте кор. Александра Ягеллончика от 7 марта 1502 г. минскому Вознесенскому мон-рю И. назван архимандритом (предшествующие настоятели обители имели сан игумена). Приблизительно в это же время состоялась хиротония И. во епископа Владимирского и Берестейского, а также последовавшее вскоре поставление его на Киевский митрополичий престол. Писатели XVII в. (Сильвестр (Косов), Иоанн (Дубович)), характеризовавшие И. как благочестивого и «простого», утверждали, что определяющую роль при выборе кандидатуры на пустовавшую в течение 2 лет митрополичью кафедру сыграла вел. кнг. Елена. Это подтверждается покровительством, к-рое оказывала вел. кнг. Елена Иоанновна минскому Вознесенскому мон-рю, когда им управлял И. В 1-й пол. 1503 г. кор. Александр и правосл. «князи и панове» обратились к К-польскому патриарху с просьбой утвердить И. Киевским митрополитом, что означало восстановление церковного общения Западнорусской митрополии с К-полем, прерванного в результате высказанного Киевским митр. Иосифом (Болгариновичем; † ок. сер. 1501) желания перейти под власть папы. В июне К-польский патриарх Пахомий I подписал настольную грамоту И., однако и в окт. 1503 г., при освящении Благовещенской ц. в Супрасльском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыре, И. еще титуловался «освященным епископом, нареченным митрополитом Киевским и всея Руси».
Униат. писатели XVII в. называли И. московитом, что, возможно, указывало на его происхождение из Московского гос-ва или на его нетерпимость к идее унии католич. и правосл. Церквей. Я. Кулеша утверждал, что «при нем схизма (Православие.- С. Л.) подняла голову» и церковными делами стали интересоваться не только простолюдины, но и шляхта и магнаты. Ю. Бартошевич считал, что именно позиция И. привела к отказу Западнорусской митрополии от унии с Римом, заключенной Иосифом (Болгариновичем). И. пользовался поддержкой правосл. магнатов Великого княжества Литовского. Митрополит передал право патроната над гродненским Коложским монастырем королевскому писарю Богушу Боговитиновичу (20 июля 1506), который восстановил разрушенную обитель и наделил ее землями. Митрополит в присутствии своего буд. преемника Смоленского еп. Иосифа (Солтана) отказался от имущественных прав на этот монастырь и разрешил ктитору-мирянину назначать игумена.
Во время русско-ливонско-литовской войны 1500-1503 гг. сын И. Семен был взят в плен рус. войском. В 1505 г. И. обращался к Московскому митр. Симону с просьбой ходатайствовать об обмене Семена на одного боярского сына, однако вел. кн. Василий III Иоаннович потребовал за него 2 боярских сыновей, и обмен не состоялся. В 1506 г. И. снова просил об освобождении сына на прежних условиях, Московский вел. князь согласился, но и в 1507 г. пленник не вернулся на родину.
И. составил 2 духовные грамоты: в одной описана часть имущества, передаваемая как заупокойный вклад в храмы, во 2-й духовной грамоте оставшееся имение разделено между друзьями, слугами и сыном Семеном, к-рый еще находился в плену. Чтобы обеспечить исполнение завещания, часть денег митрополит отказал королю, и Сигизмунд I указом от 9 июля 1507 г. утвердил оба завещания. Точная дата смерти И. неизвестна, в февр. 1508 г. нареченным Киевским митрополитом назван Иосиф (Солтан).